Гости Guest Оливера Написано Март 22, 2010 Гости Пријави Подели Написано Март 22, 2010 СЕРБСКИЕ ПОГРОМЫ В КОСОВО И МЕТОХИИ: ЧТО, ЕСЛИ НЕ ГЕНОЦИД? Соборный храм вмч.георгия в Призрене после погрома 2004 г. Некоторое время назад интернет обошел видеоролик, в котором в режиме реального времени демонстрировалось сожжение сербской церкви в Косово. Ликующая, поющая и даже пританцовывающая от радости толпа сначала поджигала, потом наблюдала за сожжением храма. В реальности таких храмов было несколько десятков. 17 марта 2004 года стал, по словам Патриарха Сербского Иринея, «днем тяжелейшего страдания, возможно, самого тяжелого страдания сербского населения в Косово и Метохии». Косово и Метохия шесть лет спустя. На вопросы Анны Даниловой отвечает иеромонах Игнатий Шестаков. *** - Отец Игнатий, 17 марта исполнилось шесть лет антисербским погромам в Косово и Метохии, произошедшем в 2004 году. В этот день в Сербии будут служиться панихиды по погибшим. Расскажите, пожалуйста, что произошло в те дни? Поводом для начала погромов послужило сообщение в албанских СМИ об утонувших в реке албанских детях и о том, что в этом якобы виноваты сербы. В течение нескольких дней практически на всей территории Косово и Метохии вспыхнули беспорядки, происходили столкновения, погромы сербских святынь и населенных пунктов, столкновения албанцев с силами УНМИК и КФОР. Первые беспорядки произошли в Косовской Митровице, а потом они перекинулись одновременно практически на всю территорию Края. Пик погромов пришелся на 17-19 марта 2004 года. То, что погромы были похожи на хорошо спланированную и скоординированную акцию практически сразу признали и сами представители УНМИК и КФОР, непосредственные очевидцы и участники событий. Многие из них открыто назвали это этнической чисткой. В результате погромов было убито 19 человек, ранено более 140, выгнано из домов 5 тыс. человек. Более 900 сербских домов и квартир сожжено, полностью очищено от сербов 6 городов и 9 сел, уничтожено 35 храмов и монастырей. Многие пострадавшие объекты Сербской Православной Церкви были практически полностью уничтожены. Т.е. сожжены, разрушены, осквернены так, что их использование по назначению стало невозможным. Что-то было попросту стерто с лица земли, как это произошло, например в Джаковице, где храм с приходским домом разрушили и разровняли грейдером. Сейчас на этом месте небольшой сквер. В Призрене, где находилась кафедра Рашко-Призренской епархии, 17-18 марта 2004 года пострадали все православные храмы и церковные объекты. Всего более десяти объектов, не считая сербских домов и целого сербского квартала. Это древний храм Богородицы Левишской (XVI в.) , храм Христа Спасителя (XIV в.), кафедральный собор св. вмч. Георгия (1856 г.), две церкви свт. Николая (XIV и XVI вв.), церковь св. Недели (XIV в.), церковь св.Пантелеимона (XIV в.), церковь свв. Косьмы и Дамиана (XIV в.), церковь св. Недели в Живиняне. Монастырь Свв. Архангелов (XIV в.) разграблен и сожжен толпой албанцев на глазах военнослужащих немецкого контингента КФОР. Семинария свв. Кирилла и Мефодия и епископский двор были сожжены. - Найдены ли инициаторы погромов? Принимают ли участие в их поиске международные организации? По подсчетам в беспорядках участвовало приблизительно 50 тыс. албанцев. По данным КПС наказание в той или иной степени понесли 266 человек. Международный обвинитель 29 сентября 2004 года выдвинул обвинение против шестерых албанцев из Гнилана в связи с мартовскими событиями. В мае 2005 года Окружной суд в Гнилане осудил их за убийство и соучастие в убийстве серба Словодана Перича и нанесении тяжких телесных повреждений его матери Ане Перич, которая впоследствии скончалась. Но проблема в том, что режиссеры и организаторы этих событий не найдены и не осуждены, хотя все говорит, что эти события были заранее срежиссированы. На деле получается, что эти организаторы во многом достигли своей цели, потому что большая часть изгнанных в о время мартовских погромов сербов так и не вернулись в Косово и Метохию. - Сегодня в связи с Косово часто звучат слова о геноциде сербского населения в регионе. Справедливы ли они? Много ли сербов осталось в регионе? На мой взгляд, говорить о геноциде сербского населения на территории Косово и Метохии абсолютно правомерно. Что такое геноцид, если то, что происходило и происходит в отношении сербов Косова и Метохии не геноцид? Если говорить о цифрах, то по подсчетам Координационного центра по Косово и Метохии, только за период с 10 июня 1999 года по 10 июня 2003 года было совершено 6392 нападения на сербов. В результате чего 1197 человек было убито, 1305 ранено и 1138 захвачено. На 2004 год было известно, что 155 человек из числа захваченных были убиты, чуть более ста бежало или отпущено на свободу. Судьба же более 850 лиц сербской национальности была неизвестна. За прошедшие десять лет, при международном протекторате Косово и Метохия из многонационального края превратилось в мононациональный. Сейчас проезжая по Косово и Метохии мы просто даже не сможем сказать, где именно находилась та или иная сербская деревня. Многое в буквальном смысле стерто с лица земли, распродано, застроено новыми, уже албанскими, домами, магазинами, складами и автостоянками. Вместе с тем было бы неправильно говорить только о плохом или о том, что сербов совсем не осталось в Косово и Метохии. Сербы, несмотря на все трагические события, продолжают жить в Косово и Метохии. Есть достаточно большие сербские анклавы или целые территории, например, к северу от Косовской Митровицы (как и северная часть города). Есть сравнительно большие сербские анклавы и намного южнее этого разделительного рубежа: Грачаница, Ново Брдо, Косовска Каменица, Шилово Штрпце, Прилужье, Липлян, Гораждевац, Осояне, Клина, Ораховац, Хоча. Хотя, конечно, есть и много городов и населенных пунктов, где некогда значительное сербское население практически снизошло на нет. Например , Призрен – древняя сербская столица. До 1999 года здесь находилась епископская резиденция, духовная семинария и проживало около 8 тысяч сербов. Сейчас их едва наберется два десятка. Что касается общего количества сербов, проживающих на территории Косово и Метохии, то точное их число определить сложно. Чаще всего в последнее время встречается цифра около 100 тыс. человек. -Какова роль миротворцев в регионе? - Мне кажется, говоря сейчас о роли миротворцев в регионе, нужно понимать о каких именно миротворцах идет речь. Изначально это был многонациональный контингент, и хотя он имеет единое командование, солдаты и офицеры разных стран и национальностей по-разному относятся к исполнению своих обязанностей . Ну, например положение монастырей, охраняемых итальянцами это не совсем то же самое, что положение монастырей охраняемых немцами. Что касается мартовских событий 2004 года, то стало совершенно очевидно, что 40-тысячный контингент КФОР и УНМИК оказался не готов в должной степени защитить сербов и их святыни. Французы не смогли, или не захотели, защитить монастырь Девич, а немцы монастырь Архангелов под Призреном. Сейчас стремление уменьшить континент КФОР или передать охрану тех или иных объектов в руки Косовской полицейской службы (КПС), состоящей в основном на албанцев, вызывает оправданное беспокойство и опасения сербов. Вопрос о роли миротворцев в регионе довольно многоплановый . Например, где в действиях всего международного контингента миротворчество, а где просто оккупационная политика? - Восстанавливаются ли пострадавшие во время погрома 2004 года? -Если речь идет о святынях, пострадавших во время погрома 2004 года, то определенное восстановление было произведено, и средства на это были выделены международным сообществом, но, опять же качество этого восстановления не всегда удовлетворительное, что даже стало предметом для полемики внутри самой Сербской Церкви. Сейчас ряд храмов освящены, и в них вновь совершается богослужение. - Какова роль Рашко-Призренской епархии в жизни региона? По сути дела Сербская Церковь и конкретно Рашко-Призренская епархия – это чуть ли не единственный сербский общественный институт, реально действующий на территории Косово и Метохии, и объединяющий всех сербов региона. Церковь во многом взяла на себя те функции, которые, по сути, принадлежат государству. Нельзя забывать и неоценимое значение Церкви в духовной жизни сербов Косово и Метохии. Так что она играет огромную, вернее сказать ключевую роль в самом сохранении сербского населения Края. Беседовала Анна Данилова Православие и мир 21/03/2010 Link to comment Подели на овим сајтовима More sharing options...
Свет-лана Написано Март 23, 2010 Пријави Подели Написано Март 23, 2010 24 марта 1999 года мир изменился. Белград же залечивает раны до сих пор. 24 марта – трагический день для всего славянского мира. Мы с вами. Помним, скорбим... Итак мы постились и просили Бога нашего о сем, и Он услышал нас (1 Езд.8:23) Link to comment Подели на овим сајтовима More sharing options...
мирођија Написано Март 26, 2010 Пријави Подели Написано Март 26, 2010 Цитат 24 марта 1999 года мир изменился. Белград же залечивает раны до сих пор. 24 марта – трагический день для всего славянского мира. Мы с вами. Помним, скорбим... Большое спасибо! klapklap Link to comment Подели на овим сајтовима More sharing options...
мирођија Написано Април 1, 2010 Пријави Подели Написано Април 1, 2010 Русская благотворительность на Косово и Метохии (1858-1878 гг.) Алексей Поповкин, Русская линия Актуальные темы / 27.08.2009 Итак, будьте милосерды, как Отец ваш небесный милосерд Евангелие от Луки, 6, 36. Тема помощи России балканским славянам - одна из самых разработанных и богатых публикациями тем в славяноведческой науке. Однако и в ней встречаются малоисследованные вопросы. К таковым, без сомнения, относится вопрос о помощи Церковных, общественных и государственных организаций нашей страны сербам Косова и Метохии в XIX и предшествующих столетиях. При этом необходимость всестороннего рассмотрения этого вопроса совершенно очевидна - в свете происходящих в Крае печальных и тревожных событий. Печская Патриархия Мы должны определиться не только с отношением к этим событиям, но и с отношением к собственной исторической памяти, в которой запечатлелась многовековая, основанная на Евангелии традиция помощи инокам Високих Дечан, Печской Патриархии и всем православным сербам - жителям Старой Сербии. Для того, чтобы напомнить об этой традиции, я приведу в этой статье три примера русской благотворительности на Косово и Метохии в период 1858-1878 годов: попытку сбора средств на нужды школы при Печской Патриархии, посылку колоколов в Дечанскую Лавру и постройку церкви в Белом Поле. Надеюсь, что в будущем мне удастся дополнить этот перечень новыми фактами. Быть может, что-нибудь добавят и мои читатели. Придётся коснуться здесь и болезненного вопроса о неудаче Сербии и России в освобождении Старой Сербии в 1878 году. Но начать своё повествование я бы хотел с важного замечания о характере русско-сербских отношений. Очень давно, в XIII- XIV веках, Сербия была сильнее разорённого ордынским нашествием Русского Государства. Поэтому она могла творить дела милосердия по отношению к русским храмам и монастырям. Знакомство русских людей со святынями Косова и Метохии началось во времена Неманичевской Сербии. Царь Стефан Душан Сильный в 1355 году даровал русским инокам монастыря Святого Пантелеимона (на Афоне) метох Пресвятой Богородицы Браинской (Браинасе) у Подуева (1). В 1381 году Святой Князь Лазарь Хребельянович пожертвовал русскому Пантелеймоновскому монастырю церковь Спаса и несколько сел с необходимыми привилегиями в районе Хвосно, давшем название древнейшей Хвостанской епархии (2). До Руси доходило влияние сербского монашеского возрождения, связанного с монастырями Хиландар, Грачаница и Високи Дечани: сербские и греческие иноки основывали обители на Русском Севере (Крыпецкий, Муромский монастыри). Известный в нашей церковной истории Григорий Цамблак (сербская транскрипция фамилии - Семивлахович), родственник Святителя Московского Киприана, был игуменом Дечанской Лавры в эпоху, предшествовавшую Косовской битве. Как пишет Ксения Григорьевна Мяло, первое письменное сообщение о битве было сделано через 12 дней после неё одним русским монахом, находившимся неподалёку от Константинополя (3). Имя этого монаха - Игнатий Смольнянин (Смольянин), спутник кандидата в русские митрополиты Пимена на пути в Царьград (4). Пребывание русских на Космете в древние времена запечатлелось в названии местности "Руско" в центральной части нынешнего края. Милош Милоевич в своей книге приводит легенду о том, что одна сербская аристократическая фамилия (по-видимому, вскоре после Косовской битвы) переселилась на Русь, откуда продолжала оказывать помощь своим соотечественникам на Косово и Метохии. Если легенда соответствует истине, то это, пожалуй, один из первых примеров русско-сербской благотворительности в Крае (5). Россия оказывала помощь Печской Патриархии в 1557 - 1766 годах. Как пишет сербский церковный историк Слиепчевич, связи между Россией и Печской Патриархией усилились при Печском Патриархе Паисие (Яньевце, годы правления 1614-1647 ) (6).Известно, что был издан особый Царский указ о помощи Печской Патриархии. Патриарх-Мученик Св. Гавриил (Раич, годы правления 1648-1655, убит турками в 1659 г.) посещал Москву. Даже после упразднения Печской Патриархии Россия продолжала посылать в край книги и церковную уварь. Во второй половине XIX столетия, после прихода на пост министра иностранных дел Российской Империи князя А. М. Горчакова и создания Московского Славянского Комитета, связи между Косметом и Россией значительно оживились. В 1856 году Александр Фёдорович Гильфердинг был назначен русским консулом в Боснии. На следующий год после назначения он отправился в экспедицию по Боснии и Старой Сербии (так тогда называлась территория Косова, Метохии и некоторых районов Македонии). Он посетил Високи Дечани и монастырь Печская Патриархия. С этой экспедицией связан один весьма примечательный документ, сохранившийся в бумагах первого председателя Московского Славянского Комитета Алексея Николаевича Бахметева. http://www.rusk.ru/analitika/2009/08/28/russkaya_blagotvoritel_nost_na_kosovo_i_metohii_1858-1878_gg/ Link to comment Подели на овим сајтовима More sharing options...
мирођија Написано Април 1, 2010 Пријави Подели Написано Април 1, 2010 Link to comment Подели на овим сајтовима More sharing options...
мирођија Написано Април 1, 2010 Пријави Подели Написано Април 1, 2010 Link to comment Подели на овим сајтовима More sharing options...
PACTKO Написано Јун 27, 2010 Пријави Подели Написано Јун 27, 2010 Link to comment Подели на овим сајтовима More sharing options...
Свет-лана Написано Јун 28, 2010 Пријави Подели Написано Јун 28, 2010 Красоту возжелев славы Божия, в земней Тому благоугодил еси и, порученный ти талант добре возделав, усугубил еси, о немже и подвизався до крове. Отонудуже и мзду болезней твоих, яко мученик, приял еси от Христа Бога: Егоже моли спастися поющим тя, Лазаре. Милый Боже, как же поступить мне И к какому прилепиться царству: Изберу ли Царствие Небесное? Изберу ли царство земное? Если ныне выберу я царство, Выберу я царствие земное, Краткое есть царствие земное, Небесное ж Царство будет вечно... Итак мы постились и просили Бога нашего о сем, и Он услышал нас (1 Езд.8:23) Link to comment Подели на овим сајтовима More sharing options...
Свет-лана Написано Јун 28, 2010 Пријави Подели Написано Јун 28, 2010 В истории христианских народов нет известного случая, чтобы целое войско, целый вооружённый народ, будучи вдохновлен желанием смерти, пошёл бы на смерть за веру свою. Не на самоубийство, но на смерть геройскую. Итак мы постились и просили Бога нашего о сем, и Он услышал нас (1 Езд.8:23) Link to comment Подели на овим сајтовима More sharing options...
Препоручена порука