Jump to content

Почил о Господе Святейший Патриарх Сербский Павел

Оцени ову тему


Guest Оливера

Препоручена порука

  • Гости

Постављена слика

Почил о Господе Святейший Патриарх Сербский Павел

15.11.2009 · Межправославные отношения  

Патриарх Сербский Павел15 ноября 2009 года в Белграде на 96-м году жизни почил Предстоятель Сербской Православной Церкви Святейший Патриарх Павел.

Патриарх Сербский, Архиепископ Печский, Митрополит Белградо-Карловацкий Павел (в миру Гойко Стойчевич) родился 11 сентября 1914 года в селе Кучанцы в Славонии (Югославия).

Окончил гимназию в Белграде и семинарию в Сараево. Затем продолжил образование на Богословском факультете в Белграде.

Во время Второй мировой войны Гойко Стойчевич в числе беженцев оказался в монастыре Святой Троицы на Овчаре, где стал послушником. Здесь он преподавал Закон Божий детям беженцев.

После окончания войны стал насельником монастыря Благовещения на Овчаре, где в 1948 году принял монашеский постриг и был рукоположен в сан иеродиакона.

C 1949 по 1955 иеродиакон Павел состоял в братии монастыря Раче, где нес различные монастырские послушания. В 1954 году был рукоположен в иеромонаха, а в 1957 возведен в сан архимандрита. С 1955 по 1957 год изучал Священное Писание Нового Завета и литургику на Богословском факультете в Афинах.

29 мая 1957 года в кафедральном соборе Белграда состоялась хиротония архимандрита Павла во епископа Рашко-Призренского.

В качестве главы Рашко-Призренской епархии активно занимался организацией строительства новых храмов и работ по реставрации и сохранению православных святынь Косова и Метохии. Часто совершал поездки и богослужения в различных храмах епархии. При этом епископ Павел не оставлял научную работу и преподавательскую деятельность. В 1988 году Богословский факультет в Белграде присвоил ему степень доктора богословия.

В ноябре 1990 года по решению Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви епископ Павел (Стойчевич) был избран ее Предстоятелем вместо заболевшего Патриарха Германа. Интронизация 44-го Патриарха Сербской Православной Церкви состоялась 2 декабря 1990 года в кафедральном соборе Белграда.

За время своего первосвятительского служения Патриарх Павел посетил многие епархии Сербской Церкви как на территории бывшей Югославии, так и за ее пределами. Его Святейшество посетил свою паству в Австралии, Америке, Канаде и Западной Европе.

Святейший Патриарх Павел – автор нескольких книг. Более двадцати лет в «Вестнике Сербской Православной Церкви» печатались его исследования по литургике. Долгое время он был председателем Синодальной комиссии по переводу Священного Писания Нового Завета.

С 13 ноября 2007 года Патриарх Павел находился на стационарном лечении в госпитале Военно-медицинской академии Белграда.

15 мая 2008 года Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви временно передал осуществление функций Предстоятеля Священному Синоду, в котором временно председательствет архиепископ Цетиньский, митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий.

Служба коммуникации ОВЦС

Link to comment
Подели на овим сајтовима

  • Одговори 75
  • Креирано
  • Последњи одговор

Популарни чланови у овој теми

Популарни дани

Популарни чланови у овој теми

  • Гости

Постављена слика

Святейший Патриарх Сербский Павел: «Если мы – Христовы, то претерпим до конца!»

Интервью, которое Его Святейшество Патриарх Сербский Павел дал во время своего посещения Черногории по поводу хиротонии новоизбранного епископа Сербской Православной Церкви, преосвященного епископа Будимлянского Иоаникия, журналу «Светигора», Радио-Светигора и вновь созданному ежедневнику «Голос Черногорца» 4 июня 1999 года.

Понятие «Косово» проросло в наши души, и наиболее важно в нем то, что святой Князь Лазарь со своим воинством пошел не подавлять чью-то свободу, но защищать свою, не захватывать чужую землю, но освобождать свою, не насаждать свою веру, но отстоять Православие. Сражаясь за свои святыни, они сражались и за всю христианскую Европу. Такие войны для нас, как для христиан, не только допустимы, они – наш долг.

СВЕТИГОРА: Ваше Святейшество, первый наш вопрос в этот тяжелый час – потеряно ли Косово для нашего народа? От Вас, как духовной главы сербского народа, столько лет своей архипастырской службы проведшего в Косово и в Метохии, от Вас ждут правдивого ответа на этот вопрос, с которым мы столкнулись сейчас таким трагическим образом.

Его Свят. Патриарх Павел:

Я провел в Косово 34 года, и не требовалось особенных усилий, чтобы понять и увидеть, что определенная часть албанцев систематически проводит работу, направленную на создание этнически чистого Косово. Не хочу обобщать, не скажу что все, но определенная часть это делала. Я указывал на это и Приштинским властям, и в Белграде, чтобы они имели ввиду, чтобы знали, что помимо других, менее болезненных причин, сербы выезжали из Косова и по этой причине. Подчеркну, что не только по этой, потому что в те времена люди переезжали из сел в города из разных побуждений.

И все же эта причина, существующая и по сей день – самая болезненная. Проблема рождаемости, которая особенно обострилась благодаря огромной рождаемости албанцев и небольшой рождаемости сербов, и переросла сегодня в один из аргументов в пользу того, что Косово принадлежит тем, кто составляет там численное большинство, аргумент этот навязывался нам еще тогда, сорок лет назад.

В бывшей Югославии я опубликовал статистику, которой располагала Церковь. Уже в те времена из четырех наших епархий Косовская, в которой наибольшая рождаемость была среди албанского населения, не являлась преимущественной. Это же положение сохраняется и теперь. Приблизительно 20 лет назад я опубликовал и такую информацию: в то время, когда очень многие отпали от Церкви, в нескольких наших епархиях смертность стала превышать рождаемость. Это были Косовская епархия, Рашско-Призренская, Тимочская, Горнекарловацкая, а в Шумадийской епархии рождаемость и смертность были равны.

СВЕТИГОРА: Каким Вы видите будущее Косово и Метохии?

Его Свят. Патриарх Павел:

Что касается будущего Косова и Метохии, я считаю, что должно быть так, как было прежде – чтобы вернулись беженцы, и албанцы и сербы, чтобы продолжилась мирная жизнь, чтобы жили так, как и подобает людям.

Однажды, когда я был в Косово, мне написал один ходжа-албанец, и, помимо прочего, поставил мне такой вопрос: «Для нас мусульман неприемлем принцип – “пока у одних не стемнеет, у других не рассветет”. Что скажете Вы?». Я отвечаю «Этот принцип неприемлем и для христианства вообще и для Православия. Земля Божия достаточно широка и велика, чтобы места хватило всем, если мы останемся людьми. Если мы будем нелюди, земля будет и двоим тесна, ибо и в Библии и в Коране написано об Адаме и Еве и их сыновьях Каине и Авеле; злобный Каин убил брата, а их всего было четверо на всей земле. Злобного всегда гонит тщеславие, он никогда не обвинит себя, у него всегда другие виноваты. А христианин, и когда нет на нем никакой вины, боится, что может быть и невольно, он совершил грех».

Св.Петр Цетиньский перед Крушским сражением обратился к своему неприятелю: «Махмуд-паша, чем повинен пред тобой я и мой народ? Если грешен я, дай Бог не пережить мне этот день, первому погибнуть. Если же виновен ты, в живом огне сгоришь!» И началась битва. Черногорцы наступают, теснят турок. Чтобы поднять боевой дух своего войска, кара Махмуд-паша взмыл на коне вперед, но споткнулся конь и отсек паше голову черногорский воин. «Э, – говорит он, – Кара Махмуд, чего тебе в Скадаре не хватало, что пришел ты у нас отнять?!»

Вот, что я хочу сказать вам: святой человек и не будучи виновен предполагает – «может грешен я, и не знаю этого, если же грешен, пусть первым погибну». Преступник на такое не способен, у него всегда другие виновники. Следовательно, наше будущее зависит от того сможем ли жить как мы прежде жили все эти годы, вместе и сербы и албанцы и турки и горанцы и цыгане.

СВЕТИГОРА: Ваше Святейшество последний раз Вы посещали Черногорию год назад. Иногда год может вместить в себя больше исторических событий, чем десять лет. Это можно сказать и о минувшем годе. Как Вы оцениваете все произошедшее, видите ли Черногорию в федерации, и вообще каким вы видите будущее Черногории?

Его Свят. Патриарх Павел:

Да, это верно, все это время, с момента распада бывшей Югославии, человеку вздохнуть некогда было, отдохнуть душой. Вспомнить только о том, что происходило в Словении, в Хорватии, Боснии и Герцеговине, и вот теперь в Косово, и таким страшным образом! Но самое для нас главное – это то, что мы чувствуем, а мы чувствуем, что здесь, конечно, есть и наша вина и наши грехи, но есть и грехи и вина других, не только албанцев, но и Европы и Америки.

Вина и грехи людей власть имущих, которым хватило «храбрости» на такое решение проблемы – на бомбардировки, от которых страдают и албанцы и все Косово, и которые внесли самый большой вклад в эту страшную общую беду. Вспомним сейчас слова апостола Павла – «… имейте мир со всеми». Важно не ждать пока кто-то другой захочет мира, а прежде всего самим сделать этот шаг к миру. Если мы сделаем его искренне, половина дела будет сделана. Если бы этого хотели и те люди, все было бы во благо и нам и им. А хотят они этого или нет – зависит от них.

В 1993 году, одна немецкая журналистка, задала мне вопрос – существует ли справедливая война и может ли вообще война быть справедливой? Я отвечаю: если на Небесах существует справедливая война, почему ее не может быть на земле? То есть речь о том, как сатана и его воинство восстали против Бога и отпали от Него из-за греха гордыни. Но святые архангелы Михаил и Гавриил с другими ангелами остались верны Богу. Сатана бросился на них, но святой архангел Михаил с ангелами сразился с ним и низверг на землю.

С другой стороны, захватническая война для христиан не только не допустима, но подлежит осуждению, в то время как война оборонительная, освободительная – благословенна. Ибо говорит Христос: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя». Тот, кто защищает свой дом, свою родину, могилы отцов, собственную свободу, он действительно жертвует собой полностью… Об этом же идет речь и когда мы говорим конкретно о нашем народе.

Долг Авеля состоял в том, чтобы защититься от своего брата, поднявшего на него руку. Долг наш, законом Божиим определенный – бороться за свое существование. Так всегда было, и когда наш народ в течение пятисот лет поднимал восстания против турецкого ига, против рабской жизни. Так было и в 1941 году при вторжении Гитлера – и государство и Церковь, весь народ, как один, был готов к борьбе с захватчиком, который и тогда был много сильнее нас. Вот о какой войне идет речь…

СВЕТИГОРА: В ходе нашего разговора, процитировав слова св.Петра Цетиньского, Вы дали определенную иллюстрацию Черногории той эпохи. а может быть и нашего времени. Если можно, будем немного конкретнее. Каково Ваше мнение о федерации Сербии и Черногории?

Его Свят. Патриарх Павел:

Конечно, нелегко всегда пребывать в единомыслии. Разность мнений сама по себе не является неизбежным злом. Один грек, еще в 7 веке, оставил запись о том, что «у сербов ничего не добьешься подкупом» и не потому, что они неподкупны, но в силу «многих противоположных взглядов».

Что это значит? Если уговорить, подкупить одного, тогда надо подкупить и другого и третьего, по порядку. Этот способ если и имеет право на существование, то только до тех пор, пока не перейдет границу зла, если не сказать – преступления.

В Косово, в то время когда я был там епископом, мы с большими трудностями, восстанавливали одну давно разрушенную церковь. Собираемся: прихожу я, приходит священник, приходит староста, смотрим, какую церковь мы сможем построить, из какого материала, сколько у нас на это средств, какой формы, обсуждаем, как это обычно бывает. Один говорит, надо строить из бетонных блоков, другой говорит – нет, нельзя из бетона, чтобы через несколько лет не пришлось ломать и перестраивать из более прочного материала. Ну хорошо, говорим мы, давайте из камня. Тогда третий говорит, если строить из камня, а через несколько лет надо будет реставрировать, нельзя будет писать по теперешней штукатурке и камню. Хорошо, говорим мы, пусть будет снаружи каменная, а внутри кирпичная. Сколько разных мнений и каждое имеет свою добрую сторону. И теперь из всего этого нужно выбрать группу, которая будет за все отвечать. И все было бы хорошо, но вот тогда у сербов и появляется то, что ведет к беде. Те, чье мнение не учитывается, они не просто станут вашими врагами, но и в борьбе против вас используют своих же врагов, только бы не дать вам сделать что-либо. Эх, вот видите, беда какая.

Надеюсь, что все будет хорошо, но при этом, конечно, мы всегда должны быть готовы выслушать и другую сторону, не отталкивать от себя, навязывая своё мнение и свои интересы любой ценой. Когда я был в Косово в одном селе между Урошевцем и Гнилане, так там люди, когда шла речь о чем-то общем – строить дорогу, школу, церковь или еще что-то – собираются и при обсуждении каждый отстаивает свое мнение. Но на следующий день, когда соглашение достигнуто, все приступают к работе, и работают так, как будто каждый именно за это и стоял. Я свидетельствую, что есть такие места и есть такие сербы. Вот видите – можно выстоять на добром пути до конца и неся бремена других, не только свои.

СВЕТИГОРА: Как Вы – Архипастырь, Первоиерарх нашей Церкви смотрите на будущее Православия, в так называемой «новой Эре»?

Его Свят. Патриарх Павел:

По словам Спасителя, чем дальше мы идем, тем труднее и труднее будет путь. «Услышите о войнах и землетрясениях, будет глад и мор, по причине умножения беззакония охладеет любовь и поднимется брат на брата». Но далее говорит нам Христос, чтобы мы подготовились и претерпели до конца. Православие и сейчас и всегда должно быть готово к испытаниям. Спаситель сказал нам: «Кто хочет идти за Мной, пусть возьмет крест свой и следует за мной. Меня гнали и вас будут гнать за Имя Мое». Значит, мы должны быть готовы к этим трудностям, претерпеть и вытерпеть. «Претерпевший до конца, спасется».

А беды наши, видите и сами, не только от врагов иноверцев или безбожников, а и от тех, кто называет себя христианами. И сейчас мы видим, как такие христиане поступают как нелюди… Но если бы и мы так же поступали, мы еще больше были бы осуждены: кому много дано, с того много спрашивается. Все дело в том, претерпим ли мы до конца. Когда четыре года назад я был в Австрии, праздновалось 100-летие храма Святого Саввы в Вене. Утром, в газете, я вижу статью о том, что я прибыл, чтобы пустить пыль в глаза мировому сообществу, а в действительности во всех несчастьях и в войне виноваты сербы и Сербская Церковь, потому что она, якобы, призывала к войне ради сохранения Великой Сербии. На одном совещании сербов и австрийцев я вынужден был заявить следующее: «Сербскую Церковь и меня обвиняют в разжигании войны ради сохранения Великой Сербии. Я заявляю – если бы ради сохранения Великой Сербии требовалось преступление, я никогда не дал бы на это согласие. Пусть исчезнет тогда Великая Сербия. Если бы таким образом требовалось сохранить и малую Сербию, я не дал бы согласие и на это. Пусть исчезнет и малая Сербия, только чтобы не было крови. Нет, такой ценой – нет! Если бы такой ценой надо было бы сохранить последнего серба и я сам был бы этим последним сербом, не было бы моего согласия. Пусть мы исчезнем, только в этом исчезновении останемся людьми Христовыми. Иначе мы не согласны жить. В этом суть, ибо мы знаем, что предки наши столько веков и лет переживая беды и войны, выстояли в правде и всех нас сохранил Господь Всевышний, Который всегда на стороне добра. И если надлежит нам пострадать, то лучше сложить головы, чем стать нелюдем».

СВЕТИГОРА: Сейчас у нас в Черногории один священник Цариградской патриархии, изверженный из сана, отлученный от Православной Церкви, черногорского происхождения, крещенный в Сербской Православной Церкви, которая его вскормила и подготовила к священству, выступает как митрополит самозванной «черногорской православной церкви», создавая вокруг себя с подобными себе несчастными своеобразную секту «черногорских беспоповцев». Что Вы думаете об этом явлении?

Его Свят. Патриарх Павел:

Расколы были всегда, а раскол – это ересь. Существуют ереси, существуют расколы. Ересь – это грех против Евангельской истины, а раскол – это грех против единства Церкви. «Созижду церковь Мою и врата адовы не одолеют ея», говорит Христос. Апостол Павел говорит, что Церковь – «Столп и Утверждение Истины». Если человек прежде живет Евангельской истиной, а потом уходит во что-то иное, то что от мира сего, тогда, разумеется, происходят и ереси и расколы и отпадения.

Между тем, один святой отец говорит: «В расколе можно верить в Святую Троицу, можно чтить Евангелие, можно совершать Таинства, только спастись нельзя!» А святой Киприан Карфагенский сказал: «Кому Церковь не мать, тому и Бог не Отец». Так и Римская Церковь в 1054 отпала от Восточной Церкви – принцип мира сего был вознесен над Евангельской истиной и Царством Небесным.

Тот, кто не думает о собственном спасении, не может думать о спасении других. Если он не заботится о своем спасении, как он сможет сохранить свой собственный образ? От того, кто не помнит своих предков, кто не знает кто он, к какому народу и какой Церкви принадлежит – от тех беги.

Но все мы встанем перед лицем Божиим на Суде Его, и каждый даст ответ за свои дела. Об этом нам надлежит всегда помнить, и тогда мы решим все свои проблемы. А пока ясно, что это раскол и если раскольники не принесут покаяние – окажутся там же, где пребывают многие их предшественники.

Разговор записал Славко Живкович

Перевела Светлана Луганская

Православие и мир

http://www.pravoslavie.ru/press/32697.htm]

http://www.pravoslavie.ru/press/32697.htm

Link to comment
Подели на овим сајтовима

  • Гости

Постављена слика

Несколько историй о Сербском патриархе Павле

Я никогда не видел лично патриарха Павла, хотя наслышан о нём давно. Впервые я попал в Сербию осенью 2006 года. Я очень хотел увидеть Святейшего, тем более, что, насколько я знаю, обычно он был вполне доступен. Не то чтобы я рассчитывал на аудиенцию, просто хотелось посмотреть своими глазами на святого человека наших дней и подойти к нему под благословение, и уже это было бы счастьем. Но не вышло. Как раз тогда, осенью 2006-го здоровье его ухудшилось, а в последующие разы становилось всё хуже. Видимо, я оказался недостоин того, чтобы увидеть Святейшего Павла.

Но зато, будучи в Сербии, я услышал множество примечательных историй о нём от заслуживающих доверия людей, и хотел бы ими поделиться. Святейший патриарх Павел – это явление уникальное для нашего времени и потому, конечно, бессмысленно пытаться делать его опыт планкой для других патриархов, точно так же, как, например, опыт святого Филарета Милостивого или святого Алексия, Человека Божия делать планкой для большинства современных мирян. У каждого своя мера и свой образ подвига. Мне кажется, можно просто порадоваться, что при нашей жизни был и есть такой человек в Православной Церкви.

Известно, что Сербский патриарх и будучи наделён столь высоким саном, продолжал аскетические подвиги, и старался держаться очень скромно, причём это у него выходило очень естественно, без какого-либо нарочито показаного оттенка. Он ходил по городу пешком или ездил на обычнычном транспорте, среди людской давки, был нестяжательным, и питался так же мало, как древние отцы-пустынники, – просто потому, что он был таков.

Госпожа Яня Тодорович рассказывала мне историю, случившуюся с её сестрой. Та как-то попала на приём к патриарху по какому-то делу. Обсуждая дело, она случайно посмотрела на ноги патриарха и пришла в ужас при виде его обуви – это были старые, некогда порванные, а затем заштопанные ботинки. Женщина подумала: «какой позор для нас, сербов, что нашему патриарху приходится ходить в таком рванье, неужто никто не может подарить ему новую обувку?» Патриарх тут же с радостью сказал: «Видите, какие у меня хорошие ботинки? Я их нашёл возле урны, когда шёл в патриархию. Кто-то выбросил, а ведь это настоящая кожа. Я их немного подшил – и вот, они ещё долго смогут послужить».

С этими же ботинками связана ещё одна история. Некая женщина пришла в патриархию с требованием поговорить с патриархом по неотложному делу, о котором она может сказать только лично ему. Такая просьба была необычной и её не сразу пустили, но всё же настойчивость посетительницы принесла плод, и аудиенция состоялась. Увидев патриарха, женщина с большим волнением сказала, что этой ночью ей приснилась Богородица, которая велела принести патриарху денег, чтобы он мог купить себе новую обувь. И с этими словами посетительница протянула конверт с деньгами. Патриарх Павел, не беря конверта, ласково спрашивает: «А в каком часу вы легли спать?» Женщина, удивившись, ответила: «Ну… где-то в одиннадцать». «Знаете, я лег позже, около четырёх часов утра», – отвечает патриарх, – «И мне тоже приснилась Богородица и просила передать Вам, чтобы Вы эти деньги забрали и отдали тем, кто в них действительно нуждается». И не взял денег.

Однажды, подходя к зданию патриархии, святейший Павел заметил много стоявших у входа иномарок и поинтересовался, чьи это машины. Ему сказали, что это машины архиереев. На что патриарх с улыбкой сказал: «Если они, зная заповедь Спасителя о нестяжательстве, имеют такие машины, то какие же машины у них были бы, если бы этой заповеди не было?»

Как-то раз патриарх летел куда-то с визитом на самолёте. Когда они пролетали над морем, самолёт попал в зону турбулентности и стало трясти. Молодой архиерей, сидевший рядом с патриархом, спросил, что он думает о том, если самолёт сейчас упадёт. Святейший Павел невозмутимо ответил: «В отношении себя лично я восприму это как акт справедливости: ведь в жизни я съел столько рыбок, что неудивительно, если теперь они съедят меня».

Может быть, не лишним будет также привести отрывок из беседы Николая Кокухина с диаконом Небойшей Тополичем:

«По милости Божией у нас есть такой духовный пастырь, как Святейший Патриарх Павел… Он ведет аскетическую жизнь и является для нас живым примером евангельского пастыря. Он живет во Христе в полном смысле этого слова… Как православный монах он постится, то есть не кушает мясо, а в понедельник, среду и пятницу у него очень строгий пост… Он каждое утро служит литургию в маленькой часовне, которая находится в здании Патриархии. Там нет хора, а поют только прихожане…

Он сам облачается перед службой и сам разоблачается после службы, он сам исповедует прихожан и сам причащает их. Подрясник и рясу он носит с тех пор, как постригся в ангельский чин (а это произошло пятьдесят лет назад). И не меняет их. Он сам стирает, гладит и чинит их. Он сам себе готовит пищу. Однажды он рассказал мне, как из женских сапог сшил себе хорошие ботинки, у него есть все сапожные инструменты, он может отремонтировать любую обувь. Он часто служит в разных храмах, и если увидит, что у священника порвана ряса или фелонь, он говорит ему: «Принеси, я починю ее»… Пребывание рядом с таким человеком – это большое благо для воспитания собственной души, для духовного возрастания».

При этом патриарх Павел является доктором богословия (это звание ему было присвоено ещё до патриаршества), он автор нескольких книг – монографии о монастыре святого Иоанникия Девичского и трехтомника «Да станут нам яснее некоторые вопросы нашей веры», некоторые выдержки из которого недавно были опубликованы в переводе на руский язык.

Сейчас патриарху Павлу идёт 95-й год. Из-за слабого здоровья он уже давно находится в больнице. Функции по церковному управлению исполняет Синод Сербской Православной Церкви. Патриарх Павел уже неоднократно просил отправить его «на покой» (то есть, в отставку) по состоянию здоровья, но на минувшем Архиерейском Соборе было решено, что он останется духовным главой Сербской Церкви до самой смерти. Патриарх Павел был очень близок к народу и народ его очень любит. Его фигура уникальна даже для Сербской Церкви и следующий патриарх, конечно, будет уже другим.

Юрий Максимов

Радонеж

08 / 04 / 2009

http://www.pravoslavie.ru/news/32694.htm]

http://www.pravoslavie.ru/news/32694.htm

Link to comment
Подели на овим сајтовима

  • Гости

Радостное событие в жизни Сербской Церкви

    * 15 Ноя, 2009 at 4:23 PM

На 96 году жизни скончался сербский патриарх Павел.

Это святой человек. Поэтому для него смерть - приобретение. Сербская Церковь получила еще одного заступника на Небе. Со временем этот день станет праздничным в литургическом календаре сербской Церкви

Для земной же Цекрви Сербии это начало нового этапа. Многие годы п. Павел был в больнице и не мог вести церковные дела. А страна все ужималась...

Церкви действительно давно уже был нужен новый патриарх. Второй раз избрать патриарха так, как был избран сам п. Павел, сербы не решились (Павел был избран патриархом при еще живом, хотя и больном патриархе Германе. Герману даже не сказали о том, что сосотоялся собор и прошли выборы; он скончался, считая себя действующим сербским патриархом).

Один сербский епископ в полушутку сказал мне, что Павел подложил свинью своему преемнику: кто бы ни стал следующим патриархом, на фоне аскета Павла народ все равно будет считать его "миролюбцем"

Диакон Андрей Кураев

Link to comment
Подели на овим сајтовима

  • Гости

РПЦ скорбит о кончине Сербского Патриарха Павла

В Русской Православной Церкви скорбят о кончине Сербского Патриарха Павла. "Патриарх Павел - настоящий подвижник и праведник нашего времени", - сказал заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов.

Link to comment
Подели на овим сајтовима

  • Гости

Постављена слика

В Сербии объявлен национальный траур в связи с кончиной Святейшего Патриарха Павла

15 ноября 2009 г. 21:15

15 ноября Правительство Сербии объявило о национальном трауре в связи с кончиной Святейшего Патриарха Сербского Павла, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на агентство AP.

Святейший Патриарх Павел скончался сегодня, 15 ноября, на 96-м году жизни.

Трехдневный траур начнется в понедельник. Во всех храмах будут совершаться заупокойные богослужения.

Президент страны Борис Тадич назвал кончину Предстоятеля Сербской Православной Церкви «великой утратой» и отметил, что Патриарх Павел был «тем человеком, который своим существованием объединял всю нацию».

Дату и место погребения Святейшего Патриарха Павла определит Архиерейский Синод Сербской Православной Церкви, который соберется в понедельник. Об этом РИА «Новости» сообщил представитель Сербской Православной Церкви при Патриархе Московском и всея Руси епископ Моравичский Антоний. По словам епископа Антония, проститься с почившим Патриархом желающие могут уже с вечера воскресенья в кафедральном соборе Белграда.

Патриархия.ru

Link to comment
Подели на овим сајтовима

  • Гости

Постављена слика

Патриарх Сербский Павел будет похоронен в четверг в монастыре Раковица

Сюжет: Скончался патриарх Сербский Павел

23:14 15/11/2009

МОСКВА, 15 ноя - РИА Новости.

Патриарх Сербский Павел, скончавшийся в воскресенье утром в военно-морской академии Белграда на 96-м году жизни, будет похоронен в четверг в монастыре Раковица, сообщили белградские информационные агентства по итогам состоявшегося заседания Архиерейского Синода Сербской православной церкви.

Сообщается, что тем самым будет исполнено желание самого патриарха.

Монастырь Раковица находится на окраине Белграда. Прощание с патриархом пройдет в белградском храме Святого Саввы.

Патриарх Павел (в миру - Гойко Стойчевич) в ноябре 1990 года решением Священного Архиерейского Собора Сербской Церкви был избран предстоятелем церкви вместо заболевшего Патриарха Германа. Интронизация 44-го Сербского Патриарха состоялась 2 декабря 1990 года в Белграде.

Link to comment
Подели на овим сајтовима

  • Гости

Местоблюстителем Сербского Патриаршего Престола избран Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий

Белград, 15 ноября 2009 г.

15 ноября 2009 года Священный Синод Сербской Православной Церкви на своем экстренном заседании, созванном в связи с кончиной Святейшего Патриарха Сербского Павла, избрал в качестве Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия. Об этом представителям СМИ сообщил после окончания заседания епископ Бачский Ириней.

Ранее митрополит Амфилохий, как председательствующий в Священном Синоде, фактически замещал заболевшего Патриарха во многих функциях административного управления.

Православие.Ru

16 / 11 / 2009

Link to comment
Подели на овим сајтовима

  • Гости

Постављена слика

Ангел Сербской Церкви.

О Патриархе Павле

Не так давно переводчица с сербского Светлана Луганская предоставила редакции сайта «Православие и мир» интервью со Святейшим Патриархом Сербским Павлом, которое публиковалось у него на родине в 1997 г., а у нас, в России, печатается впервые.

– Ваше Святейшество, вспомним начало Вашего жизненного пути – расскажите о Гойко Стойчевиче (мирское имя Патриарха Павла – авт.), Славонию, деревню Кучанцы, раннее детство.

– Я рос так же, как растет и нынешняя молодежь, с той разницей, что сама жизнь была несколько иной, существовали границы, переступать которые было нельзя. А сегодня смотрите, что творится… Я очень рано остался без родителей. Отец, уехав на заработки в Америку, заболел туберкулезом и вернулся домой умирать. Мне тогда не было и трех лет; только что родился брат. Мать спустя несколько лет после смерти отца вышла замуж и вскоре умерла, брат и я остались с бабушкой и теткой. Мое ощущение материнской любви связано с теткой, которая заменила мне мать и я помню ее безграничную любовь, думаю, что когда умру, первой встречу ее, а потом остальных. Семья была религиозной; дети ходили в воскресную школу, учили Закон Божий и с первых лет жизни знали «Отче наш», но когда растешь без родителей, чувство Отца Небесного переживается намного сильнее. Я слышал об одном ребенке, которого мать оставила с бабушкой , больше не заботилась о нем и когда он слышал от других детей слово «мама», он бежал домой и ласкал кошку, называя ее «мама»… Тетка нас любила, но за наши провинности мы знали и палку. Хотелось бы заметить, что сегодняшняя система воспитания больна, неправильна, дети буквально оказываются в панцире родительской любви и заботы, не могут нормально развиваться. Убивается всякая инициатива, мальчики вырастают с психологией плюща, вместо того чтобы стать опорой для семьи, остаются своевольными и капризными, ожидая, что им будут угождать.

– Было ли уже тогда предположение, какие-то знаки, что Вы посвятите свою жизнь Церкви?

– Нет, кроме того, что я был очень слаб здоровьем. Однажды надо мной уже и свечу поставили, подумали, что умер. Тетка видела, что я не гожусь для сельских работ, и было решено, что мне надо продолжать обучение. Семья оказала важнейшее влияние на мое решение поступить в Духовную Академию, но интерес к физике сохранялся и я занимался ей в свободное время.

– И все же Вы серьезно проверяли свое решение поступить в Духовную Академию?

– Тогда, на третьем курсе Академии, я подумал: «Если Бог наперед знает, что я буду убийцей, смогу ли я изменить свой путь? Если могу, Его знание – ничто, а если не могу, где же тут свобода?» Долго я мучился этим вопросом, не находя ответа. Довериться кому-то из друзей я не мог, их не интересовали подобные проблемы; спросить у преподавателя нельзя, вдруг скажут: «Он еретик» – кто знает? В этом возрасте всякое приходит в голову, долго я носил этот вопрос в душе, пока не нашел ответ у Блаженного Августина, который объясняет его понятием времени. Время, говорит он, есть некая непрерывность, имеющая прошлое, настоящее и будущее. Прошлое было – его нет; будущее будет – его нет; а что есть? Есть настоящее, но и его почти нет, оно – точка соприкосновения прошлого и будущего, в которой будущее непрестанно уходит в прошлое. Время существует лишь для тварных существ, материи, вселенной, и в особенности для нас, людей. Мы живем и познаем в категориях пространства и чисел. Для Бога их не существует. Для Него нет ни прошлого, ни будущего, но только вечное настоящее; потому, когда мы говорим о будущем, это будущее наше, а не Его. И это стало для меня решением проблемы, если бы этого не произошло, с богословием было бы покончено.

– Что Вы почувствовали, когда узнали, что Вас избрали Патриархом?

– Это был шок. Я никогда не ждал и еще меньше этого хотел; тогда мне было уже 76 лет, а в таком возрасте что-то начинать очень трудно. Но утро вечера мудренее, на следующий день я пришел в себя и стал думать, с чего начать, за что взяться. Знаете, как: есть возможное, есть невозможное, и есть то, что ты должен. Чувство долга и его исполнение – вот главное.

– Можете ли Вы рассказать о наиболее трудных моментах Вашего служения?

– Малодушие свойственно людям. Но потом, оглядываясь назад, понимаешь, что и неудачи и скорби имеют свой смысл. Вот, помню, как-то шел пешком в монастырь; дорога долгая, дождь льет, зонта нет, под ногами глина мокрая, липкая, едва удается ноги передвигать. Думаю: «Господи, почему же так? Я ведь не в кабак иду, что же происходит?» А потом говорю себе: «А где же моя выдержка, стремление?» Все устраивается, если умеешь терпеть и доверяешь Богу.

– Почему Вы не считаете себя живым свидетелем событий в Косово?

– По простой причине: я им не являюсь. Моему пребыванию в Косово было придано слишком большое значение, Просто я там был, потому что иначе было нельзя. Мы все нуждаемся в хороших людях и добрых пастырях и готовы видеть их везде, иногда и там, где их нет; ошибаемся, видим только внешнее.

В добродетели нужно расти непрестанно, нужно достичь высшего порога – «не могу грешить». Это глубинный внутренний процесс, конечно, он передается и вовне.

Иногда человек просто мимо пройдет, а вам как-то легче, теплее, а почему – не знаете. И , наоборот, рядом с кем-то вам не по себе..

Мы готовим в рай или в ад каждую свою духовную клетку. Неврозы – вот вам адские мучения – отчего? От недостатка любви. Совершенная любовь изгоняет все темные страхи.

– Значит, начало ада здесь, на земле?

– Конечно, здесь. И блаженство здесь начинается, если тут мы можем себя подготовить к блаженству, то там – уже не сможем. Смерть – это граница, за которой нет покаяния. Но после физической смерти существуют степени блаженства. Для роста человека в добродетели нет застоя, так же как и во зле – нет остановки. А как быстро человек будет расти – зависит от его ревности. Конечно, здесь и от разума многое зависит, от понимания, от его понимания вопроса смысла жизни. Это первостепенный вопрос, если человек его решил, тогда все легче. Некий юноша спросил Эйнштейна,

– В чем заключается смысл жизни?

-Знать ответ на этот вопрос, – сказал Эйнштейн, – значит быть верующим. Молодой человек продолжал:

– Не лучше ли не задаваться этим вопросом?

– Человек, который не найдет смысла своей жизни, будет не просто несчастен, он будет нежизнеспособен. Насколько мне удалось проникнуть в законы природы, настолько я увидел в них проявления высшего разума, в сравнении с которым все, на что способен человеческий разум, лишь тусклый отблеск.

На мой взгляд, там, где существует высший разум, существует и личность, которой этот разум принадлежит. Так же как личность не существует без разума, так и разум не может существовать без личности. Ни любовь, ни ненависть не могут существовать вне личности. Для меня «высший разум» – Божий разум. Для Эйнштейна иначе. Он был пантеистом, он не верил в Бога – Личность, а рай и ад он понимал слишком буквально, поверхностно.

– Можно ли объяснить сошествие Благодатного огня у Гроба Господня законом природы?

– В Кувуклии Гроба Господня находится Патриарх. Свечи погашены. По вере и молитве сходит огонь. Это – чудо. Если апостол Павел не видел Спасителя, тогда все христианство – фикция; если Христос не воскрес, христианство не имеет смысла, ибо в этом вся сущность нашей веры; если Христос не Бог, если нет иного мира, то мы – самые несчастные из людей. Если бы даже наука нашла доказательства, что Бога нет, то почему мы должны в это поверить? Как можно доказать, что мир возник сам по себе или что душа смертна? Это уже не наука, а вера материалистов.

– Приближается 2000-летие Христианства. Станет ли 2000-й год годом конца мира, и почему на праздновании юбилея книги Откровения Иоанна Богослова на Патмосе присутствовали ученые?

– Ученые, присутствовавшие там, христиане , которые занимаются вопросом толкования книги. У нас нет ее достоверного общепринятого толкования, это – единственная книга, которая не читается в церкви – ее содержание очень сложно. Пророчества апостола Иоанна трудны для понимания пока они не исполнятся. Для нас важно, что святой Иоанн описал полную историю Церкви. В конце придут два святых мужа, будут проповедовать около трех с половиной лет, погибнут от руки антихриста, и затем наступит конец. Все это описано в мистических образах; они предупреждают нас, что в Небесный Иерусалим войдут лишь 144000 праведников, и что мы должны подготовить се6я…Число символическое, как и все образы, поэтому, читая эту книгу, мы должны остерегаться ложного толкования.

– Что такое православная мистика?

– Это глубокое личное переживание веры и связи с Богом и с духовным миром. Оно настолько глубоко, что словами его выразить невозможно. Однако, чтобы не заблудиться, не сбиться с пути, его обязательно нужно сверять с учением Церкви и находиться под ее руководством. Многие секты возникли именно от заблуждений. Человек должен найти верный путь, чтобы пройти сквозь чащу, а это возможно лишь с помощью проводника, который уже знает дорогу.

– Сейчас многие обращаются к буддистской медитации, хотя православная молитва, по словам святых отцов, единственный и уникальный способ подлинного богообщения. В Православии нам известен исихазм. Есть ли последователи этого метода духовной жизни?

– Такие люди неохотно рассказывают о своем опыте, это нечто сокровенное, глубинное. Исихазм – способ достижения Божественного света. Противники исихазма с насмешкой говорили, что исихасты занимаются созерцанием собственного пупка. В действительности же они максимально концентрируют внимание на своем внутреннем мире для того, чтобы освободиться из плена мира. Когда-то и мирские люди прибегали к такому способу молитвы, но только под руководством монахов-исихастов; сейчас же монахов все меньше, а потому меньше и наставников в этом делании.

– Известно, что Святейший Патриарх Павел исповедуется четырежды в год; каково значение исповеди?

– Грех рождается в сердце и в уме. Мы грешим мыслями, словами, делами. Исповедь – это покаянное чувство блудного сына, покинувшего отца, нарушившего Его волю, спешащего вернуться к Нему, что значит, и к себе самому. В раннехристианской Церкви исповедь была публичной, затем ее отменили, чтобы не смущать детей и новоначальных. Очень трудно в присутствии другого признаться в своих проступках, Покаяние, по-гречески «метанойя», – изменение ума, а епитимья – не наказание, а лекарство. И себе, и другим говорю: кто угодно может меня унижать, но унизить меня может только один на свете человек – я сам. Когда это поймешь, приобретаешь внутреннее равновесие, покой.

– Ваше Святейшество, поговорим о женщине. Однажды вы сказали, что женщина – «немощной сосуд», в другой раз, что женщина намного серьезней и ответственней мужчины, потому что она вынашивает, рождает и воспитывает детей. Разве совместимы эти две оценки?

– Совместимы. Женщины эмоциональнее, чувствительнее, им легче оступиться, хотя и среди мужчин это не редкость… «Немощной сосуд» – это из притчи об Адаме и Еве, Ева оступилась первая.

– Зачем же Адам послушался ее? Не слабость ли это?

– Он послушался потому, что здесь и речь идет о браке. Два в плоть едину. Не было ни ее обмана, ни его легкомыслия, он сознательно решил вместе с ней нести бремя греха. Потому брак – установление райское, и оно не было уничтожено грехопадением.

– Что важнее из христианских добродетелей – молитва или милостыня?

– Важно и первое, и второе, и многое важно… Невозможно выделить какую-то одну добродетель, Если ты не убил, но украл – ты виновен. Молитва – это наши живые отношения с Богом, наш разговор с Ним. Что за семья, в которой сыну нечего сказать своему Отцу? Без милостыни и сострадания к другим мы тоже не сможем спастись, ибо все мы – единое тело.

– Вера учит, что блаженство – главная цель существования…

– В достижении блаженства существует семь ступеней. Первая – смирение, это фундамент. Гордый человек не способен сделать ничего доброго. Он считает, что Бог его должник, а не наоборот. Высшая из добродетелей – любовь. Ей уже не во что переходить, вера переходит в созерцание, надежда – в осуществление, а любовь остается связью нашей с Богом и с другими людьми.

Православие и мир

18 / 08 / 2009

Link to comment
Подели на овим сајтовима

  • Гости

Постављена слика

Патриарх Сербский Павел

В 2003 году гостей Саровских торжеств доставил из Москвы в Саров специальный поезд. Поскольку вокзал в Сарове чуть больше сарая и всего одна платформа, то, когда встретили основных гостей, прибывших поездом и кортежами развезли по местам дислокации, то оказалось, что забыли про Патриарха Павле, который видимо долго выходил из поезда.

Патриарх был обнаружен сидящим около вокзала на своем чемоданчике и смиренно обозревающим окрестности. Из транспорта осталась одна лишь газель (для помощников, которые встречали гостей) - Святейший спокойно сел в нее и с сопровождающими сербскими гостями (митрополит Амфилохий в их числе и отцы) прибыл в гостиницу.

Из левой боковой двери вышел Патриарх. Он был невысокого, а если точнее, то маленького роста, худой, щуплый, с аскетическими чертами лица, в простой, непарадной рясе, на голове у него был монашеский клобук. В нем не чувствовалось никакого величия, и нам показалось, будто мы знакомы с ним давным-давно; остатки нашего волнения исчезли совершенно.

- Я очень рад, что вы к нам приехали, - сказал Патриарх, обращаясь к нам; голос у него был негромкий, но отчетливый. - Мы должны знать друг друга лично, а не понаслышке. Нас объединяет православная вера, и ничто и никто нас не разъединит. Мне приятно видеть здесь детей. Если наши дети будут верующими, то будущее наших стран будет хорошим.

На пятый или на шестой день нашего путешествия, когда мы совершали долгий переезд из одного монастыря в другой, я попросил сопровождавшего нас Предрага Миодрага рассказать что-нибудь о Патриархе.

- Он очень доступен, - сказал мой собеседник. - Когда была жива его сестра, он часто ходил к ней домой пешком. Он вообще любит ходить пешком, без охраны, без сопровождающих лиц. К нему может подойти любой человек и поговорить с ним. Каждый день в своей резиденции он принимает посетителей. Люди идут к нему со своими нуждами, наболевшими вопросами и для каждого у него находится ласковое слово утешения.

Он встает очень рано и, когда все еще спят, служит Божественную литургию, молясь обо всем сербском народе. В его сердце вмещается вся Сербия. Он мал ростом, но он великан духа, у него хрупкие плечи, но на этих плечах он несет тяготы всей нации, у него тонкие пальцы, но этими пальцами, сложенными в троеперстие, он поражает легионы демонов, у него легкое нитяное облачение, но под этим облачением скрыта душа отважного воина. Народ говорит: "Это наш Ангел, который покрывает и защищает нас".

Н. Кокухин. Белый Ангел. Рассказ о паломничестве в Сербию и Черногорию

http://www.pravmir.ru/

Link to comment
Подели на овим сајтовима

  • Гости

В момент кончины Патриарха Павла его собратья закладывали камень в основание нового храма. Митрополит Амфилохий обратился к народу со скорбным известием.

Дорогие братья и сестры,

вот сейчас, в этот момент мы узнали, что упокоился Его Святейшество ….наш Патриарх Павле… да упокоит его Господь в Царстве Небесном.

Именно сейчас, когда мы полагали закладной камень в основание этого святого храма… и пусть Господь примет его в свои святые объятия.

Утром он причастился, наш отец Мефодий его причастил, и его святое христолюбивое сердце перестало биться..

Да Дарует ему Господь Царство Небесное. Во блаженном успении вечный покой подаждь Господи усопшему рабу твоему архиепископу Печскому Патриарху сербскому Павлу и сотвори ему вечную память…..

Перевод с сербского Светланы Луганской

Link to comment
Подели на овим сајтовима

  • Гости

Постављена слика

Он часто ходил к ней домой пешком. Он вообще любит ходить пешком, без охраны, без сопровождающих лиц. К нему может подойти любой человек и поговорить с ним. Каждый день в своей резиденции он принимает посетителей. Люди идут к нему со своими нуждами, наболевшими вопросами и для каждого у него находится ласковое слово утешения. Он встает очень рано и, когда все еще спят, служит Божественную литургию, молясь обо всем сербском народе. В его сердце вмещается вся Сербия. Он мал ростом, но он великан духа, у него хрупкие плечи, но на этих плечах он несет тяготы всей нации, у него тонкие пальцы, но этими пальцами, сложенными в троеперстие, он поражает легионы демонов, у него легкое нитяное облачение, но под этим облачением скрыта душа отважного воина. Народ говорит: «Это наш Ангел, который покрывает и защищает нас».

Н. Кокухин. Белый Ангел. Рассказ о паломничестве в Сербию и Черногорию

Link to comment
Подели на овим сајтовима

  • Чланови који сада читају   0 чланова

    • Нема регистрованих чланова који гледају ову страницу
×
×
  • Креирај ново...